В 2017 году в целях исполнения Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» и постановления Правительства №1460 от 02.12.2017 ООО «Зеленый город» занялось разработкой проектов решений об установлении приаэродромной территории (далее – Проекты решений) для аэродромов гражданской, государственной и экспериментальной авиации Российской Федерации (далее - РФ), и в настоящее время занимает лидирующую позицию в этой области, подготавливая Проекты решений более чем для 20 аэродромов.

По состоянию на начало 2019 года ООО "Зеленый город" разработаны, согласованы с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), уполномоченными представителями исполнительной власти субъектов РФ, и направлены в территориальные органы Росавиации Проекты решений по следующим аэродромам: Астрахань (Нариманово), Белгород, Владивосток (Кневичи), Нягань, Нижневартовск, Новокузнецк (Спиченково), Оренбург, Орск, Салехард, Томск (Богашево), Калининград (Храброво), Кострома (Сокеркино), Ханты-Манскийск, Чита, Санкт-Петербург (Пулково). Положительные экспертные решения получены по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы для следующих аэродромов: Абакан, Магнитогорск. На этапе разработки проектной документации находятся аэродромы Киржач, Магадан (Сокол), Черемшанка, Якутск, Надым.

Приказом ФАВТ (Росавиация) от 29 марта 2019 года №234-П аэродрому гражданской авиации Чита (Кадала) установлена приаэродромная территория.

Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома.

Приаэродромная территория (далее – ПТ) является зоной с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ). Основные функции ПТ – это обеспечение безопасности полетов воздушных судов (далее – ВС), перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов ВС на здоровье человека и окружающую среду.

В отличие от предыдущих требований воздушного законодательства РФ, когда границы ПТ определялись по внешней границе проекции полос воздушных подходов (далее – ПВП) на земную или водную поверхность, а вне ПВП – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома (далее – КТА), в настоящее время границы ПТ устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон.

Согласно Правилам выделения на ПТ подзон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 №1460, на ПТ могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

а) Первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

б) Вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта.

Выделяются по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанных подзонах, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей.

в) Третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (далее – уполномоченный федеральный орган) при установлении соответствующей ПТ.

Выделяется в границах ПВП.

г) Четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны.

Выделяется по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенным в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной (экспериментальной) авиации.

д) Пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, определенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов.

Выделяется по границам, установленным исходя из требований безопасности полетов и промышленной безопасности опасных производственных объектов с учетом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах.

е) Шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Выделяется по границам, установленным на удалении 15 километров от КТА.

ж) Седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Выделяется по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы:
- в части электромагнитного воздействия – границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенных в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации;
- в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия – типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.

Решение об установлении ПТ принимается:
- в отношении аэродромов государственной авиации – Минобороны России;
- в отношении аэродромов экспериментальной авиации – Минпромторгом России;
- в отношении аэродромов гражданской авиации – Росавиацией.

Принятие решений об установлении ПТ аэродромов гражданской авиации осуществляется для аэродромов класса А, Б, В – приказом руководителя Росавиции; для аэродромов класса Г, Д, Е – приказом руководителя территориального органа Росавиации на подконтрольной территории которого находится аэродром.

Решение об установлении ПТ аэродрома включает: текстовое и графическое описание местоположения границ ПТ и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН); перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом РФ.

К Проекту решения прилагается пояснительная записка, содержащая следующую информацию:

а) сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ (для аэродромов гражданской авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации РФ (для аэродромов государственной авиации), или Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации РФ (для аэродромов экспериментальной авиации), в том числе о ранее установленных границах аэродрома, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

б) общая характеристика приаэродромной территории, включая графические материалы (при наличии) из состава документов территориального планирования или градостроительного зонирования;

в) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов;

г) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека;

д) обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

Согласование Проекта решения об установлении ПТ осуществляется в соответствии с Правилами установления ПТ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 №1460, а в отношении аэродромов гражданской авиации еще и Порядком принятия решений об установлении ПТ аэродромов гражданской авиации, утвержденным приказом Росавиации от 10.05.2018 №381-П.

В соответствии с Требованиями к системе координат, точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах ЗОУИТ, утвержденными приказом Минэкономразвития от 23.03.2016 №163, местоположение границы ПТ, как ЗОУИТ устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно письму Росавиации от 10.10.2017 Исх-23235/04, проекты решений об установлении ПТ целесообразно разрабатывать с учетом всей имеющейся нормативной и технической документации, исходя из условий обеспечения безопасности полетов воздушных судов и исключения влияния различных объектов на радиотехническое оборудование аэродрома. В связи с этим при подготовке проекта решения об установлении ПТ аэродрома целесообразно учитывать требования следующих нормативно-правовых и технических документов:
1. Воздушный кодекс РФ.
2. Градостроительный кодекс РФ.
3. Земельный кодекс РФ.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
5. Федеральный закон от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».
6. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
7. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
8. Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
9. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
10. Приложение 10* к Конвенции о международной гражданской авиации «Авиационная электросвязь».
11. Приложение 14* к Конвенции о международной гражданской авиации «Аэродромы».
12. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138 (ФПИВП от 11.03.2010).
13. Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденные приказом Минтранса России от 25.08.2015 №262 (ФАП от 25.08.2015).
14. Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утвержденные приказом Минтранса России от 20.10.2014 №297 (ФАП от 20.10.2014).
15. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов».
16. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
17. СП 121.13330.2012 «Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32- 03-96».
18. СП 51.13330.2011 «Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003».
19. СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*).
20. СП 36.133330.2012 «Магистральные трубопроводы».
21. СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов».
22. Приказ Росавиации от 30.11.2017 №972-П «Об утверждении Порядка утверждения и опубликования карт (схем) границ полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации».
23. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163 «Об утверждении Требований к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории».
24. Приказ Минтранса России от 15.03.2016 №64 «Об утверждении границ (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов А, С и G воздушного пространства».
25. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2011 №69 «Об утверждение Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земле или акватории».
26. АП-170 «Авиационные правила, часть 170. Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс. Том 2. Сертификационные требования к оборудованию аэродромов и воздушных трасс».
27. ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».
28. Методика оценки соответствия гражданских аэродромов Федеральным авиационным правилам «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденные (МОС ФАП) – приложение к приказу Минтранса России от 25.08.2015 №262.
29. Порядок установления границ полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации, утвержденный приказом Минтранса РФ от 04.05.2018 №176.
30. ICAO EUR DOC 015 «Европейский инструктивный материал по управлению зонами ограничений застройки» (в качестве справочного материала).
31. Оценка потенциального воздействия ветровых турбин на средства наблюдения EUROCONTROL GU1D-130.
32. Инструкции по эксплуатации СП-90 (СП-200) АИЦТ.461512.019РЭ.
33. ВСН 7 86 МГА (в качестве справочного материала).
34. МОС НГЭА СССР (в качестве справочного материала).