Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС)
В соответствии с п. 12 Статьи 48. Архитектурно-строительное проектирование Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». Постановление
Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определяет состав раздела 8.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. ОВОС представляет собой документ, комплексно описывающий все виды воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.
ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации.
Цель проведения ОВОС – предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических, экологических и других последствий.
В результате разработки проекта ОВОС будет подготовлена информация о масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной деятельности, оценке экологических и иных последствий воздействия, их значимости, а также возможности их уменьшения.
В процедуре проведения ОВОС участвуют представители разных позиций, которые выполняют определенные функции в зависимости от своего статуса. Выделяют участников и исполнителей.
К участникам относятся инициаторы намечаемой деятельности и орган власти, а также общественность.
Инициаторы намечаемой деятельности – юридические или физические лица, заявившие о своем намерении вести хозяйственную деятельность, а также осуществляющие инвестиции в подготовку и реализацию этой деятельности.
Орган власти – орган исполнительной, законодательной или представительной власти. Выдавая инициатору разрешение на осуществление хозяйственной деятельности, органы власти берут на себя ответственность за то, что намечаемая инициатором деятельность не повлечет за собой неприемлемых для общества последствий. В связи с этим органы власти выполняют следующие функции:
Общественность – часть общества, активно участвующая в жизни этого общества и выражающая мнение этой части общества. Это могут быть местные жители, живущие близ участка строительства, горожане и т.д. В обязательном порядке должны проводиться общественные слушания ОВОС с их участием.
К исполнителям относятся заказчик и разработчик решений по проекту.
Заказчик – по поручению инициатора обеспечивает всю необходимую подготовку к реализации намечаемой деятельности.
Разработчик решений по объекту – сторонняя проектная либо научно-исследовательская организация, которая осуществляет разработку решений по объекту, а также подготавливает обосновывающую документацию на реализацию намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
В настоящее время до установления приаэродромных территорий (далее – ПТ), согласование архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, размещения радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, осуществляется в границах полос воздушных подходов (далее – ПВП) на аэродромах. В зависимости от вида аэродрома согласование размещения этих объектов осуществляется:
- с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, – для аэродрома экспериментальной авиации;
- с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, – для аэродрома государственной авиации;
- с Росавиацией.
Границы ПВП определяются:
- для аэродромов гражданской авиации в соответствии с Порядком установления границ ПВП на аэродромах гражданской авиации, утвержденный приказом Минтранса России от 04.05.2018 №176;
- для аэродромов экспериментальной авиации согласно Порядку установления границ ПВП на аэродромах экспериментальной авиации, утвержденному приказом Минпромторга России от 27.04.2018 №1706;
- для аэродромов государственной авиации следует руководствоваться Нормами годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации (НГЭАГосА.А.), введенными в действие приказом Минобороны России от 02.11.2006 №455.
ООО «Зеленый город» разработало и в установленном порядке согласовало границы ПВП аэродрома Оренбург, которые в настоящее время представлены на сайте Росавиации (https://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-priaerodromnie-territorii/?id=3866).
В целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (далее – ЭМП), создаваемых антеннами передающих радиотехнических объектов (далее – ПРТО) или ПРТО в целом, устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) и зоны ограничения застройки (далее – ЗОЗ).
Границы СЗЗ определяются на высоте 2 м от поверхности земли по предельно-допустимым уровням (далее – ПДУ) ЭМП. ЗОЗ представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ.
ЗОЗ представляет собой территорию вокруг ПРТО, где на высоте от поверхности земли более 2 м уровень ЭМП превышает ПДУ для населения
ЗОЗ представляет собой территорию вокруг ПРТО, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ.
Внешняя граница ЗОЗ определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ.
Основными нормативными правовыми актами, определяющими правила установления приаэродромной территории являются Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" и Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субьектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
Приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, являются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
СЗЗ создается для защиты людей от вредных производственных факторов, таких как пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения.
Санитарный разрыв (далее – санразрыв) – расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Санитарные разрывы устанавливаются:
Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в Приложениях № 1-6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м (пп. 2.6-2.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации, устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Одними из важнейших составляющих материалов по обоснованию документов территориального планирования, зонирования и проектов планировки территории являются схемы границ зон с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ).
ЗОУИТ – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.
Многоотраслевой характер ЗОУИТ предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.
В силу требований ст.56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.
При этом ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.
В наиболее полной мере все многообразие режимом ЗОУИТ оценивается в рамках выполнения комплексного градоэкологического обоснования развития территории.