Мероприятия по охране окруж. среды (ПМ ООС)

Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС)

В соответствии с п. 12 Статьи 48. Архитектурно-строительное проектирование Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». Постановление

Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определяет состав раздела 8.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. ОВОС представляет собой документ, комплексно описывающий все виды воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации.

Основные задачи ОВОС должны решаться в соответствии с требованиями документов, обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства:

  • Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • Водного кодекса РФ;
  • Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Земельного кодекса РФ;  
  • Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372;
  • Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов от 01.01.1992 г.

Цель проведения ОВОС – предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических, экологических и других последствий.

В результате разработки проекта ОВОС будет подготовлена информация о масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной деятельности, оценке экологических и иных последствий воздействия, их значимости, а также возможности их уменьшения.

Основные принципы ОВОС:

  • Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
  • Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы. Материалы ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
  • Принцип предупреждения. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • Принцип вариантности. Оценка альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности.
  • Принцип ответственности. Заказчика (инициатора) деятельности ответственен за последствия реализации проектных решений. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности).
  • Принцип гласности. Участие общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду.
  • Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.
  • Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации.
  • Принцип мониторинга воздействия реализации проекта на окружающую среду. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • Принцип учета трансграничного воздействия. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Основные задачи ОВОС:

  • Выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду территории реализации проекта намечаемой деятельности.
  • Прогноз и оценка возможных изменений окружающей среды, которые могут произойти вследствие оказанных негативных воздействий в результате осуществления намечаемой деятельности.
  • Предсказание и упорядочение по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.
  • Учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.

Участники и исполнители ОВОС

В процедуре проведения ОВОС участвуют представители разных позиций, которые выполняют определенные функции в зависимости от своего статуса. Выделяют участников и исполнителей.

К участникам относятся инициаторы намечаемой деятельности и орган власти, а также общественность.

Инициаторы намечаемой деятельности – юридические или физические лица, заявившие о своем намерении вести хозяйственную деятельность, а также осуществляющие инвестиции в подготовку и реализацию этой деятельности.

Орган власти – орган исполнительной, законодательной или представительной власти. Выдавая инициатору разрешение на осуществление хозяйственной деятельности, органы власти берут на себя ответственность за то, что намечаемая инициатором деятельность не повлечет за собой неприемлемых для общества последствий. В связи с этим органы власти выполняют следующие функции:

  • принимают решение о согласии (или отказе) на подготовку заказчиком предложений по обоснованию намечаемой деятельности;
  • определяют границы затрагиваемого района, на территориях которого должны быть проведены исследования в связи с возможным воздействием будущего объекта на окружающую среду;
  • устанавливают пункты и время проведения общественных слушаний, способы информирования общественности и местного населения о намечаемой деятельности;
  • информируют население о принятом решении;
  • принимают решение о выдаче лицензии на комплексное природопользование.

Общественность – часть общества, активно участвующая в жизни этого общества и выражающая мнение этой части общества. Это могут быть местные жители, живущие близ участка строительства, горожане и т.д. В обязательном порядке должны проводиться общественные слушания ОВОС с их участием.

К исполнителям относятся заказчик и разработчик решений по проекту.

Заказчик – по поручению инициатора обеспечивает всю необходимую подготовку к реализации намечаемой деятельности.

Основные функции заказчика:

  • подготовка документов в рамках ОВОС и своевременное представление пакета для согласования в соответствующие органы власти;
  • организация проведения необходимых изысканий и исследований;
  • утверждение проекта хозяйственной или иной деятельности;
  • организация внутреннего контроля за выполнением мер и мероприятий, которые обеспечивают соблюдение экологических требований и условий при реализации хозяйственного проекта;
  • осуществление мер по выявлению и учету мнения населения затрагиваемого района по поводу изменений окружающей среды, возникающих в результате реализации хозяйственного проекта (осуществления хозяйственной деятельности).

Разработчик решений по объекту – сторонняя проектная либо научно-исследовательская организация, которая осуществляет разработку решений по объекту, а также подготавливает обосновывающую документацию на реализацию намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Функции разработчика решений по объекту:

  • подготовка заявительных и других документов в рамках ОВОС, которые представляются на рассмотрение в органы власти;
  • разработка принципиальных решений по объекту, определение общих характеристик и предполагаемых воздействий на окружающую среду, формирование и анализ разумных альтернатив и вариантов достижения целей инициатора;
  • анализ собранной исходной информации о предлагаемом месте размещения будущего объекта, оценка общего накапливаемого воздействия намечаемой деятельности с учетом действующих и планируемых к созданию хозяйственных и иных объектов в затрагиваемом районе;
  • коррекция инженерных, технических и других решений по объекту для обеспечения гарантии соблюдения согласованных экологических условий и предотвращения выявленных в процессе ОВОС экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий;
  • подготовка предложения по организации мониторинга изменений окружающей среды при осуществлении хозяйственного проекта.

Проект границ полос воздушных подходов аэродрома (Проект ПВП)

В настоящее время до установления приаэродромных территорий (далее – ПТ), согласование архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, размещения радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, осуществляется в границах полос воздушных подходов (далее – ПВП) на аэродромах. В зависимости от вида аэродрома согласование размещения этих объектов осуществляется:
- с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, – для аэродрома экспериментальной авиации;
- с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, – для аэродрома государственной авиации;
- с Росавиацией.

Границы ПВП определяются:
- для аэродромов гражданской авиации в соответствии с Порядком установления границ ПВП на аэродромах гражданской авиации, утвержденный приказом Минтранса России от 04.05.2018 №176;
- для аэродромов экспериментальной авиации согласно Порядку установления границ ПВП на аэродромах экспериментальной авиации, утвержденному приказом Минпромторга России от 27.04.2018 №1706;
- для аэродромов государственной авиации следует руководствоваться Нормами годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации (НГЭАГосА.А.), введенными в действие приказом Минобороны России от 02.11.2006 №455.

ООО «Зеленый город» разработало и в установленном порядке согласовало границы ПВП аэродрома Оренбург, которые в настоящее время представлены на сайте Росавиации (https://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-priaerodromnie-territorii/?id=3866).

Проект зоны ограничения застройки (ЗОЗ)

В целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (далее – ЭМП), создаваемых антеннами передающих радиотехнических объектов (далее – ПРТО) или ПРТО в целом, устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) и зоны ограничения застройки (далее – ЗОЗ).

Границы СЗЗ определяются на высоте 2 м от поверхности земли по предельно-допустимым уровням (далее – ПДУ) ЭМП. ЗОЗ представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ.

ЗОЗ представляет собой территорию вокруг ПРТО, где на высоте от поверхности земли более 2 м уровень ЭМП превышает ПДУ для населения
ЗОЗ представляет собой территорию вокруг ПРТО, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ.
Внешняя граница ЗОЗ определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ.

Установление СЗЗ и ЗОЗ вокруг ПРТО производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов»
  • СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи»

Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома (Проект ПТ)

Основными нормативными правовыми актами, определяющими правила установления приаэродромной территории являются Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" и Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субьектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».

Приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, являются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

СЗЗ создается для защиты людей от вредных производственных факторов, таких как пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения.

Проект санитарного разрыва (СР)

Санитарный разрыв (далее – санразрыв) – расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Санитарные разрывы устанавливаются:

  • для автомагистралей,
  • для линий железнодорожного транспорта,
  • для метрополитена,
  • для гаражей и автостоянок,
  • вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов.

Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в Приложениях № 1-6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м (пп. 2.6-2.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Схема границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ)

В соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации, устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Одними из важнейших составляющих материалов по обоснованию документов территориального планирования, зонирования и проектов планировки территории являются схемы границ зон с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ).

ЗОУИТ – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

Многоотраслевой характер ЗОУИТ предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

В силу требований ст.56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.

Правовой режим ЗОУТ предполагает наличие следующих компонентов:

  • определенные цели ее установления;
  • особый объект охраны;
  • особый субъектный состав, их правовой статус;
  • ее размеры и границы;
  • процедуру и порядок ее установления;
  • размещение опознавательных (информационных, защитных) знаков;
  • совокупность требований, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности:
  • особенности использования земельных участков;
  • особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на ее территории;
  • запреты и ограничения;
  • юридическую ответственность за нарушение установленных требований.

В наиболее полной мере все многообразие режимом ЗОУИТ оценивается в рамках выполнения комплексного градоэкологического обоснования развития территории.